Вчера я получил посылку, в которой находился аромат «Борисов». Название было написано кириллицей, черными буквами, от руки. Через минуту я уже нюхал запястье, пытаясь понять, насколько и в чём «Борисов» похож на меня самого, Сергея Борисова. Свежий цитрусово-фруктовый аромат с еле угадываемым розовым сердцем и мягким дымно-древесным шлейфом, чем-то похожий на Aventus Creed.
Неужели это я? Нет, так пахнет слово «Борисов», составленное из букв-ароматов недавно созданного российского проекта «Парфюмерный Алфавит» от Nikkos-Oskol.
По словам создателя «Парфюмерного Алфавита» Егора Никколова, он хотел придумать некий проект, в котором покупатель стал бы полноправным участником создания аромата. Да, отдельные парфюмеры предлагают услугу создания индивидуальных ароматов, но она довольно дорогая и требует длительного предварительного общения парфюмера с клиентом.
ЕГОР НИККОЛОВ: Мне хотелось создать некий подготовленный к применению продукт, в котором каждый мог бы стать автором концепции своего аромата. Но чтобы при этом для создания аромата не требовались бы знания и навыки парфюмера; чтобы создать его можно было так же быстро, как написать слово на бумаге. Так появилась идея тридцати трех кириллических букв-ароматов.
Это не 33 чистых ингредиента, а именно сложные ароматы, духи. Духи-буквы от “А” до “Я”. С нотами верхними, нижними и средними. 33 аромата, и каждый из них входит в свою группу – согласные и гласные… звонкие, шипящие и т.п. Духи с названиями в одну букву – А, Б, В и т.д., которые были созданы как для того, чтобы носить по отдельности, так и для смешивания. Ароматы не только носят названия букв, но и имеют их свойства, которые я постарался передать с помощью парфюмеров из Грасса. Например, можно попробовать буквы-ароматы Ш и Щ, и вы увидите, что они похожи, но с небольшим нюансом.
Конечно, я тут же попробовал обе этих буквы. На мой независимый от идеи ароматной кириллицы нос, эти буквы похожи только альдегидами, кожано-древесной базой (кожа, кедр, пачули) и пряным мускатным орехом – у женственной буквы Ш альдегидное начало в стиле Beige Chanel с мягкой растущей сладостью (жасмин, сандал, ваниль), а буква Щ более горькая, зеленая, пряная и более мужественная. Что абсолютно точно – обе эти буквы можно носить, как полноценные духи! Им хватает и стойкости, и собственного характера.
ЕГОР НИККОЛОВ: Я много читал про алфавиты, кириллицу и латиницу. Много чего пришлось продумать. Так что это совсем не «раз и придумал». Далеко не так. Если совсем упростить, то гласные – это открытые звуки, у них мажорная энергетика. Значит, в них больше цитрусов, потом цветы и древесина. Согласные минорны, знаки практически безголосые… Я постарался учесть, что согласные бывают глухие и звонкие, что в кириллице есть особые знаки «Ь» и «Ъ».
Достаю из коробки букву «А» и наношу на кожу. Аромат легкий, свежий, цитрусовый – преобладают бергамот и лайм, со звонкой сладостью мандарина и красивой легкой пудрой, сглаженный мускусом и древесным аккордом, как желтый леденец.
Затем беру «Е» – это яркий цитрусовый аромат, с сильной грейпфрутовой и смородиновой составляющей и зеленью, уходящей в сладость. «О» – сладкий и терпкий аромат, напоминающий белую мякоть яблока и черешневые косточки, переходит в современную арабскую замшевую сладость мирры и амбры.
Буква «Э» – яркая и винтажная déjà vu – напоминает мне альдегидно-цветочную Nina by Nina Ricci (1987), очень шикарная буква с животным и чуть металлическим шлейфом. Буква «У» звучит зелеными листьями, лавандой и морем, переходя в свежесть солнечного дня, зелень фиалок и цветущих кустов жасмина у моря… Гласные ароматы все разные и очень самостоятельные, но их роднит громкость, жизнерадостность и яркость.
ЕГОР НИККОЛОВ: У меня был такой вот черновик. Проект «Алфавит 33 буквы», где буквы по номерам в алфавите: 1 и 6 цитрусовые ароматы (первый более одеколон, второй цветочный грейпфрут); 7, 10, 11 цветочные ароматы; 16, 21, 29 фруктово-цветочные с разными оттенками; 31, 32, 33 восточные ароматы (31 – пряный, 32 – мягкий амбровый с лабданумом, и 33 более ванильный аромат); 2, 3, 4 – теплые древесные ароматы (2 и 3 с небольшим акцентом листьев фиалки, 4 теплый амбровый). 5, 8, 9 – фужерные ароматы (классический, лавандовый, современный); 14, 15, 18 – шипровые ароматы и так далее.
В итоге получился концепт «Рукописные духи»: клиент – сам автор и по желанию исполнитель. Каждый «Алфавит» состоит из набора концентратов, пипетки и мензурки с делениями для смешивания, флакона с парфюмерной базой и навинчивающегося спрея. Придумывай слово и смешивай его!
Отдельной трудностью было донести мои мысли и желания до французских парфюмеров. Парфюмеры грасской компании Jean Niel сложно отнеслись к моему предложению – да и сразу 33 аромата выдать не так-то просто – но взялись. Как они потом сказали, из профессионального интереса – смогут или нет. В наш алфавит вошли работы парфюмеров Алисы Лавена (мы писали о её победе в конкурсе молодых парфюмеров 2014 года), Бенуа Витте и Софии Коронаиу.
ЕГОР НИККОЛОВ: Смешивать ароматы-слова из ароматов-букв просто: так же, как пишем. Каждую букву в равных пропорциях. Мы как будто записываем слово не литерами, а ароматами. Но всегда есть возможность ставить акценты на какие-то буквы, например, заглавная буква или ударение… Можно добавить что-то индивидуальное – если вам так нравится. Это же игра. Можно сначала слово придумать и потом смешивать, а можно выбрать любимые буквы-ароматы (в том числе по их составляющим нотам – буклет-описание прилагается), посмотреть, из каких букв состоит ваше творение, и уже потом подбить слово. Чаще других выбирают имена, названия городов и компаний. Бывают люди, которым близки абстрактные идеи – такие пишут слова вроде «секс» или «любовь». Из свеженького – клиент создал аромат «месть». Отличный вышел аромат, может быть, когда-нибудь сделаю такой, и буду продавать из холодильника.
СЕРГЕЙ БОРИСОВ: А если набрать ругательное слово, то запах будет неприятным?
ЕГОР НИККОЛОВ: Нет, конечно. Мы впервые представляли «Парфюмерный алфавит» на выставке Intercharm-2017, и посетители выставки на стенде смешивали даже матерные слова, но результаты неизменно приятно пахли. Дело в том, что буквы – это символы, в них нет никакого негатива – это наш мозг обрабатывает некоторые сочетания букв, как ругательства.
Мне кажется, что это очень интересный проект. Особенно интересен он будет для начинающих любителей парфюмерии – смешивание всегда было одним из первых шагов в познании парфюмерной Вселенной. Дети самого разного возраста могут начать знакомство с ароматами (можно даже одновременно с изучением алфавита) и сами сделать что-то своё под присмотром родителей. Ограничения у «Алфавита» простые – если смешать все буквы вместе, или создать длинное слово вроде «защищающихся» или «батрахомиомахия», то можно приблизиться к «парфюмерному белому шуму» (напомним, термин поясняется в нашей статье про «белый запах»).
Набор «Парфюмерный алфавит», а также по желанию готовые слова и даже отдельные буквы можно приобрести на вебсайте Nikkos-Oskol. Концентрат одной буквы объемом 2.5 мл стоит 300 рублей, полный «Алфавит» в наборе стоит 4000 рублей («Алфавит» с большими объемами букв-концентратов стоит дороже, 14350 рублей). Заранее задумав слово, можно выбрать только нужные вам буквы – в среднем готовый 50 мл флакон обойдется в 2-3 тысячи рублей. Что гораздо меньше, чем заранее смешанные Upcycle-ароматы Эрика Зваги, например.
И это будет аромат вашего имени. Или ваше собственное слово в парфюмерии.
PS Аромат “Борисов” понравился всей моей семье. Но скорее всего, его будет носить сын – для меня концентрация маловата. Наверное, попробую сделать погуще.
| Сергей Борисов Колумнист Сергей Борисов начал писать об ароматах в начале 90-х. Он был автором уникальной парфюмерной радиопрограммы «Ближе к Телу» на красноярском радио, а под ником moon_fish стал известен парфюмерным фанатам России переводом книги Луки Турина Perfume: Le Guide. Его материалы публиковали GQ, Vogue, Cosmopolitan, Interview, Forbes, Allure, Robb Report, и многие другие глянцевые издания, что принесло ему популярность и приглашение стать редактором русского издания «Сто лучших ароматов» Луки Турина и Тани Санчес. Сергей был приглашенным спикером на выставках Esxence (Милан, 2012) и Intercharm (Москва, 2015), а в 2013 году стал автором в команде Fragrantica. |