Новый эксклюзивный аромат Chanel называется Misia. (Мы писали об этом 2 года назад) В истории Chanel Parfums этот аромат станет новой вехой развития.
Пятнадцатый в коллекции Les Exclusifs de Chanel, Misia – первый аромат Оливье Польжа, принятого в Chanel продолжить дело его отца, Жака Польжа.
Olivier Polge, perfumer
Аромат Misia посвящен лучшей подруге Коко Шанель, великолепной парижанке Мисе.
Maria Zofia Olga Zenajda Godebska
«В женщине есть всё, а в Мисе есть все женщины», – писала Шанель. Впрочем, они были не только подругами. Например, Шанель запретила Мисе упоминать себя в мемуарах: «Я сама умею писать», на что Мися заметила «Это просто: тебе достаточно взять свои бухгалтерские книги». Они были довольно близки: «У меня не было друзей, кроме Миси. Мы любим других за их недостатки: Мися дала мне кучу весомых причин любить её. Мисю привлекало лишь то, чего она не могла понять; сейчас она понимает почти всё. Я же всегда оставалась для неё загадкой; отсюда и её ко мне постоянная лояльность, которую она всегда отрицала».
Henri de Toulouse Lautrec, Misia Godebska, 1895
Биографию Миси можно читать как авантюрный роман. Мися (по-польски «мишутка» и «Машенька»), полное имя Мария София Ольга Зинаида Годебска родилась в 1872 году в Царском Селе, в семье скульптора-поляка Циприана Годебски. Мать её скончалась при родах, за что отец всегда упрекал свою дочь. Первые 10 лет её судьбой занималась бабушка по маминой линии, фрейлина королевы Бельгии, после чего отец определил её в монастырь. Из монастыря Мися пошла однажды на придворный бал в Брюсселе, и уже не вернулась: заняла денег у португальского консула и бежала в Лондон. Она могла сделать прекрасную карьеру, с детства играя на фортепиано – её игру ставили Ференц Лист и Габриэль Форе. Но она сделала карьеру как прекрасная супруга и муза, сменив трех мужей и вдохновив огромное количество мастеров искусства.
Pierre Bonnard, Misia, 1908
Она меняла фамилии – Годебска, Натансон, Эдвардс, Серт, но оставалась самой собой – Мисей, обожаемой и ненавидимой всеми Машенькой-и-медвежонком. История её замужеств и способы завоевания её сердца достойны отдельной книги. Она вдохновляет композиторов, художников, поэтов, музыкантов, мыслителей, танцоров – и помогает деньгами.
Edouard Vuillard and Misia, 1900’s
…Они познакомились 28 мая 1917 года, на обеде в доме актрисы Сесиль Сорель. Коко была без спутника, Мися с третьим мужем, Хосе-Марией Сертом. Мися заметила очаровательную женщину и сделала комплимент её красному бархатному пальто – Габриэль же немедленно сняла и накинула пальто на Мисю в подарок. Мися от дара отказалась, но на следующее утро позвонила в бутик Шанель и нанесла визит. Мися начала знакомить Габриэль со своим Парижем, ведь она была «королевой Парижа».
Мися (в центре) с Коко Шанель (белый брючный костюм) 1923 в Венеции
![]() |
Сергей Дягилев и лучшие танцоры балета, Пабло Пикассо и его жена Ольга, поэты Поль Реверди и Стефан Малларме – постепенно Шанель познакомилась со всеми. Но самую важную роль Мися сыграла в жизни Шанель в 1919 году, после смерти её возлюбленного Артура Кэйпела в автокатастрофе. Мися с мужем берет Коко с собой в Венецию, где они знакомят её с Дягилевым и Великой Княгиней Марией Павловной, показывают красоту искусства и жизни, постепенно выводя из депрессии. |
Вернувшись в Париж, Коко отправила Дягилеву денег на постановку «Весны Священной» и, если бы не проболтавшийся Борис Кохно, это пожертвование осталось бы анонимным. Затем Шанель сделала для «Русских балетов» несколько костюмов, танцоры часто навещали Коко дома и на загородных виллах. Коко Шанель обязана Мисе многим: клиентами и советами, знакомством с русскими и простым человеческим состраданием. По словам Миси, именно она подсказала Коко создать духи. Обе начинали жизнь в монастыре, и это тоже сблизило женщин. Разным был их подход к жизни: активно деятельный и создающий у Шанель, и вдохновляющее-помогающий у Миси. В 1950 году, Шанель хоронит ослепшую и нищую морфинистку, какой стала бывшая «королева Парижа» и «пожирательница гениев» Мися в свои 78 лет. «Когда вы начинаете рассказывать о ней, у вас возникает чувство, что бесполезно пытаться передать её жизнь словами, – пишет Поль Моран в своей книге. – Мися – это Мися, она не имеет себе равных и, как говорит Пруст, – монумент». |
![]() |
Pierre Bonnard, Misia with roses, 1908.
Вероятно, её жизнь и её личность можно попытаться передать ароматом?
Хотя Оливье Польж, как и Мися, долгое время учился играть на фортепиано, он все же решил, что не стоит и пытаться: «На этот аромат меня вдохновила не сама Мися, а тот поворот в биографии Габриэль Шанель, который был ознаменован встречей с ней. Этим ароматом я хотел передать атмосферу «Русских балетов», запахов пудры и театрального грима того времени». Впрочем, если вспомнить, что Мисю называли «Розовой музой Русских Балетов», то решение вполне понятное.
Edouard Vuillard, Misia assise dans une bergère, 1901
Цветочный и прохладный, аромат Misia звучит отстраненно, скромно и величественно – Оливье Польж удалось сохранить стиль Chanel, проявляющийся во всех творениях Дома, не только в ароматах. Классический фиалково-ирисовый аккорд, с нежным и царственным благословением Её Величества Розы. Даже двух Роз: Оливье Польж использовал тонкую и драгоценную ткань грасской розы, оттенив её щедростью розы турецкой. Фиалка и роза – главный парфюмерный дуэт Belle Epoque, тонкие фиалковые и розовые ароматы использовались на рубеже веков в качестве духов, затем постепенно переходя в разряд отдушки косметических средств. Так пудра и помада и начали пахнуть фиалкой и розой – впрочем, этот аккорд остался также и ольфакторным признаком театрального вечера, званого обеда, торжественного праздника.
В Misia чувствуется родство с безмятежным ирисовым облачком 28 La Pausa и с ледяным бурлящим шампанским №18 (оррис и роза, белые мускусы), – так что пятнадцатый аромат не выпадает и из коллекции Les Exclusifs de Chanel. Это аромат идеального искусства, преувеличения и чистой эмоции – в отличие, например, от аромата тяжкого балетного труда Iris Prima, созданного Альберто Морильясом для Penhaligon`s. В нем нет пота, крови и мозолей, как нет и грома аплодисментов – мы находимся по эту сторону рампы, до представления. Мы – зрители, перед нами раскрывают занавес, и мы готовы увидеть и услышать Чудо. Мы пришли на встречу с высоким искусством и надо приготовиться сопереживать – вот что пытается передать нам аккорд фиалки и роз на пудрово-бальзамическом основании орриса и бензоина.
Misia Sert Godebska, Renoir, 1904.
Аромат негромкий, он ждет от своих слушателей внимания, тишины и сосредоточенности – и наносить его лучше на ткань или волосы. К этому вечно юному аромату вполне подойдет лестное стихотворение «несокрушимого старика» Стефана Малларме, начертанное на веере для Миси Натансон: «Все прочие цветы не могут не заметить, что Мися родилась, и так она мила».
Станет ли аромат Misia столь же поворотным для коллекции Les Exclusifs de Chanel, каким стало участие Миси в судьбе Габриэль Шанель – покажет время и следующие работы Оливье Польжа для Chanel.
Ноты аромата: Фиалка, Грасская роза, Турецкая роза, Оррис, Бензоин, Бобы Тонка, Мускус.
![]() |
Serguey Borisov Serguey Borisov has been known in the Internet world of perfume under the nickname moon_fish for more than 10 years. Now he writes about perfumes for GQ.ru and Vogue.ru, and contributes on the subject for glossy magazines.
|